Что отличает настоящее издательство от фирмы, которая «маскируется» под издательство, но по-настоящему таковым не является?
Статья будет полезна, в том числе, авторам, которые хотят издать свою книгу.
Время от времени на литературных форумах при обсуждении темы «Как издать книгу?» возникает следующая идея: «Надо самому стать издателем, надо организовать собственное издательство и самому издавать собственные книги, книги друзей, альманахи и так далее».
Хорошая красивая замечательная идея. За одним махоньким уточнением.
Сейчас мы и попробуем выяснить этот небольшой нюанс.
Давайте подумаем над следующим вопросом: «Чем издательство отличается от неиздательства?»
— Как это? — переспросите вы.
Да вот так. Например, в моем родном городе (областном центре) больше десятка фирм, которые гордо именуют себя издательствами. Хотя на самом деле они являются всего лишь полиграфическими фирмами разного масштаба и уровня. И всего одна из них действительно имеет полное право именоваться издательством.
Итак, что обязательно есть в издательстве и чего нет в полиграфической фирме, которая претендует на это громкое определение?
Возможны следующие варианты ответов:
- количество издаваемых книг;
- качество издаваемых книг;
- наличие штата (редакторы, корректоры, макетировщики);
- полиграфическая база.
Нет, нет и нет! - отвечаю я на эти предположения. Все эти признаки могут в той или иной степени наличествовать в полиграфической фирме, которая тем не менее не может считаться полноценным издательством.
Может возникнуть самое продвинутое предположение: «Издательство присваивает изданиям ISBN».
Но ответ опять: «Нет!».
Для начинающего автора присвоение Международного Стандартного Книжного Номера (английская аббревиатура — ISBN) — это, без сомнения, важный и престижный момент издания его творения.
Но тем не менее, даже то, что какая-то фирма может присвоить изданию этот номер (в этой статье подробно рассказывается, что из себя представляет этот номер, зачем он нужен, что дает автору и как его получить), не свидетельствует о том, что она является полноценным издательством.
И кстати, многие подобные фирмы как раз и называют себя издательствами только на том основании, что присваивают номер ISBN. На самом деле, это неправильно и некорректно.
А что же тогда?!
А правильный ответ - один-единственный:
У издательства есть система распространения изданий: магазин(ы) или даже их сети. Либо книги, изданные в этом издательстве, легко, автоматически, «по умолчанию» попадают в систему книгопродаж. То есть у издательства налажены хорошие контакты с системой книгопродаж. И только благодаря наличию такой налаженной системы книгораспространения издательство может принимать к изданию те или иные книги, вкладывать в эти издания собственные деньги, и потом получать прибыль от их продаж. То есть еще один косвенный признак настоящего издательства: определенное количество изданий (или вообще всё) оно издает за собственные средства. А полиграфическая фирма или такая, которая «маскируется» под издательство, издает книги только за счет автора (спонсоров и т.д.).
Да, сейчас есть еще один способ реализации книг - через Интернет. Тем не менее, это все-таки дополнительный способ. В серьезном издательстве сайт для продаж книг есть, но, как правило, служит еще одним средством раскрутки и свидетельством имижда, солидности.
И следовательно, даже если какое-то подобное «издательство» издаст (полиграфическая фирма напечатает) вашу книгу и даже присвоит ей номер ISBN… - автору придется заниматься продажей, продвижением книг самомУ.
А как это происходит… - можете почитать вот эту весьма полезную статью.
Итак, если у кого-то возникает идея создания собственного издательства, то надо думать не о том, какие вы высококлассные специалисты, какой будет грамотный штат, и даже не о том, где найти деньги для организации собственной полиграфической базы… (хотя это все важно). В первую очередь, надо думать о том, как, каким образом, какими путями вы будете реализовывать книги, изданные в вашем замечательнейшем издательстве.
При этом самая большая ошибка потенциального издателя - думать: «Так я же буду издавать такииие замечательные / интересные / важные / нужные / полезные / красивые / качественные / шикарно изданные книги, что книжные магазины будут просто с руками у меня их забирать!»
Перепечатка материала разрешена только с указанием ссылки на данную статью.